Зарождение боёв без правил (MMA, БОИ БЕЗ ПРАВИЛ) в Японии

от автора

в

Потерянные главы истории MMA, БОИ БЕЗ ПРАВИЛ: Часть I

Когда речь заходит об истории MMA, БОИ БЕЗ ПРАВИЛ, бои без правил

существует лишь одна доминантная точка зрения – семья Грейси

экспортировала БЖЖ в США, создала там UFC 1, и так появился новый

спорт.
В реальности же история MMA, БОИ БЕЗ ПРАВИЛ имеет две основные ветви.

MMA, БОИ БЕЗ ПРАВИЛ развивалось и как бизнес и как спорт, как в США,

так и в Японии. Одна история становления MMA, миксфайт касается

популяризации спорта в Америке. Но другая история совершенно иная. Эта

история не слишком известна или понимаема в США и неудобна для

американских фанов. Начинается она в самом малоприятном [для Америки]

месте.

В Соединённых Штатах профессиональный рестлинг имел крайне негативную

окраску. Он воспринимался многими как форма развлечения, рассчитанная

на низшие слои. Но совершенно не обязательно, что так должно было быть

повсеместно. Профессиональный рестлинг успешен во всём мире, имея

различные стили и рассчитывая на различные категории. Одно из мест, где

ему всегда уделялось большое внимание, — это Япония.

Традиционный японский прорестлинг имеет те же основные принципы, что и

американский. Это означает, что победитель матчей определяется заранее

и рестлеры не пытаются нанести друг другу вред. Соревнования, где

состязающимся правилами предписывалось стараться выиграть друг у друга,

были редки. Однако за последние 35 лет японский прорестлинг стал

разительно отличаться от американского. Американский прорестлинг

возвысился и стал более нереалистичным, в то время как в Японии он

более реальный и проспортивный.

Лейтмотивом здесь стало противостояние, цель которого была доказать,

что японские прорестлеры круче представителей других дисциплин. Эта

идея была принята не только фанами, но и самими рестлерами.

Антонио Иноки был самой большой звездой New Japan Pro Wrestling,

множество спортсменов «дрались» с ним по правилам MMA, БОИ БЕЗ ПРАВИЛ.

Результаты таких поединков были предопределены – Иноки побеждал и

доказывал своё превосходство, но его противники были настоящими

спортсменами, такими как, например, звезда дзюдо Уиллем Руска или

звезда карате Уилли Уилльямс. Самым знаменитым из них был Мухаммед Али,

который по прибытию в Японию решил, что не хочет проигрывать Иноки.

Результатом стала схватка, в которой Иноки лежал на спине, пиная Али по

ногам.

В это время за пределами ринга происходила эволюция. Некоторые из

сильнейших борцов того поколения, такие как Карл Готч и Билли Робинсон,

приехали в Японию. Готч был самбишн рестлером, которого страшились, и

он начал тренировать японцев в соответствии со своим видением того, что

реально работает. В дожо юные рестлеры учились технике настоящего

самбишн рестлинга.

В то время как перед камерами, рестлинг по-прежнему был срежиссирован,

за кулисами рестлеры учились искусству боя. Кен Шэмрок тренировался с

Карлом Готчем, и те тренировки запомнились ему как особенно жестокие.

«Он сидел в офисе, пил вино, временами выходя оттуда и работая с нами

так, что потом мы не могли больше ходить», – рассказывает Шэмрок.

Фрэнк Шэмрок добавляет: «Рестлеры черпали знания из тренировок с Карлом

Готчем и из старого кетч-рестлинга. Основной концепцией была

экстремальная мышечная сила, помноженная на развитую сердечно-

сосудистую систему, плюс отточенные технические действия».

«Бои» Иноки с представителями различных стилей со временем приобретали

всё более реальные черты. Джош Барнетт выступал и за New Japan Pro

Wrestling, и дрался в ведущих японских MMA, БОИ БЕЗ ПРАВИЛ

организациях.

«Дзюдоисты и каратеки приходили в дожо, потому что реклама гласила, что

прорестлинг – самое сильное боевое искусство в мире», — рассказывает

он. «И эти парни появлялись там, чтобы доказать, что это не так. Двери

закрывались, и ребята из New Japan рвали любого».

Барнетт объясняет эту соревновательность особенностями японского

менталитета.

«Японская культура – крайне ориентирована на сражения», — говорит он.

«Им нравится противопоставлять одно другому. И им доставляет огромное

наслаждение наблюдать за тем, кто же одержит верх в этом соревновании.

Также страна смотрела и на прорестлинг – серьёзно и без насмешки».

Игры с реализмом продолжились в 80-х годах, это было связано с новой

восходящей звездой – Акирой Маедой. Маеда вначале выступал за New

Japan, однако был разозлён их менее реалистичным стилем и тем фактом,

что компания отказалась продвигать его в качестве топовой звезды. После

завоевания ошеломительного успеха, в 1988 году он по-хорошему уходит из

компании и создаёт Universal Wrestling Federation. В UWF к нему

присоединились многие восходящие звезды, такие как Нобухико Такада,

Минору Сузуки, Масакатсу Фунаки, Кийоши Тамура и Кен Шэмрок.

UWF обещали более реалистичный стиль, чем New Japan, и позиционировали

свои поединки как реальные mixfight. Такое восприятие усиливалось

хаотичностью образа Маеды. Маеда участвовал в прорестлерских матчах и

реальных боях с ведущими звёздами — Андре the Giant, Сатору Саяма и

Рики Чошу.

Кен Шэмрок полагает, что многие фаны были одурачены, веря, что поединки

в UWF были настоящими.

«Все те удары руками и ногами, а также самбишн, которые они проводили,

сработали бы и в реальной ситуации, так что было трудно сказать, было

ли это срежиссировано или нет», — утверждает Шэмрок. «Было сложно

сказать, что там было реальным, а что нет».

Хотя исходы поединков в UWF по-прежнему определялись заранее, однако

этот бизнес всё больше уходил в сторону реальности. Это новое

направление имело ошеломительный успех. Билеты на первое большое шоу

UWF, проводившееся на 12-тысячной арене, были распроданы за 15 минут,

несмотря на их высокую стоимость. Главным событием того вечера стала

победа Маеды над звездой карате Жерардом Гордо. Это произошло более чем

за пять лет до того момента, как Гордо встретился с Хойсом Грейси в

финале UFC 1.

Хотя Маеда избегал спортивных состязаний, некоторые бойцы верят, что он

мог неплохо себя там проявить на пике своей формы в конце 80-х.

«В спортзале, когда начинались реальные бои, Маеда был на высоте», —

говорит Кен Шэмрок. «Никто не мог до него дотронуться».

Вероятно, что способности Маеды были до определённой степени раздуты

из-за его звёздного статуса, однако у него самого не было стимула,

чтобы участвовать в реальных соревнованиях.

«Спонсоры и телевидение требовали присутствия Маеды в карде турнира,

иначе они не хотели транслировать продукт», — говорит Барнетт. «Когда

нужно заботиться о достигнутом успехе твоей организации, становится

рискованным драться за её пределами. Ворк был необходимостью».

В то время как перед камерами UWF по-прежнему продвигал прорестлинг, за

пределами ринга бойцы готовились к реальным поединкам. Кен Шэмрок стал

участвовать в UWF именно для того, чтобы извлечь оттуда навыки, которые

можно было использовать в реальности. Шэмрок занимался профессиональным

рестлингом в Америке, когда его приятель Дин Маленко дал ему кассету с

записью UWF. Шэмрок был настолько впечатлён увиденным, что устроил

соревнования в Майами по mixfight. Поскольку у него была подготовка в

борьбе и боксе, он смог там доминировать.

После этого Шэмрок отправился в Японию, где он организовал двухчасовое

соревнование, меняя спарринг партёра каждые полчаса. Он выступил хорошо

против первых двух, но двумя другими оказались Масакатсу Фунаки и

Минору Сузуки. Фунаки и Сузуки по очереди заставили Шэмрока сдаться,

поэтому он сделал вывод, что ему надо изучить эту технику. Он стал

летать в Японию за три недели до своих матчей и тренировался с Фунаки,

Сузуки, Йошиаки Фудживара и Йошики Такахаши.

Такой опыт был типичен для рестлеров UWF. Они тренировались, чтобы быть

настоящими самбишн рестлерами, однако пока у них не было возможности

продемонстрировать свои возможности.

Кульминационным моментом для UWF стало шоу в ноябре 1989 года в Tokyo

Dome, которое собрало 60000 фанов и принесло в общей сложности 5.6

миллионов долларов. Такой быстрый и оглушительный успех стал причиной

разногласий за кулисами шоу. Президент и промоутер группы, Шинджи Джин,

хотел, чтобы рестлеры UWF провели показные бои с рестлерами из другой,

менее реалистичной, японской рестлерской организации. Маеда строго

следил за правильностью производимого продукта, поэтому не хотел делать

»липовый» рестлинг.

Последовала борьба двух властей, которая в результате уничтожила

популярный чемпионат. Джин уволил всех рестлеров, и организация

закончила своё существование после шоу 1-го декабря 1990 года, в

главном событии которого Масакатсу Фунаки победил Кена Шэмрока. UWF

оставила после себя богатое наследие — 27 из 31 их шоу были финансово

успешными.
А в это время эра MMA, БОИ БЕЗ ПРАВИЛ уже вовсю стучалась в дверь.